О компании типовые сложные Наши цены Каталог камня Статьи Часто задаваемые вопросы Отзывы Как к нам проехать

 

Эпитафия - поэзия памяти

 

  Есть целый пласт особой кладбищенской культуры. Слово сопровождает весь ритуально-погребальный процесс: это церковная служба и проповедь, прощальные траурные речи и стихи «на смерть», девизы и надписи на эмблемах и гробницах. Остановимся на поэтической форме, запечатленной в камне, - эпитафии.

  Зародилась она в Древней Греции и буквально означает «надгробная надпись».
Традиция - оставлять памятные, добрые слова об ушедшем из этого мира человеке на века - понравилась, прижилась и распространилась по миру. Этот кладбищенский жанр развивался по своим правилам и законам. В основе его лежит главная заповедь: о покойном плохо не говорят. Отсюда проистекают подходы и требования к этому лаконичному изречению: возвышенная строгость, предельная серьезность, убедительная проникновенность, эмоциональная окраска текста. Известно много шедевров этого жанра.  

  «Надгробная летопись» невообразимо богата и многообразна. Тема смерти привлекала многих мыслителей и поэтов, и они подарили миру глубокие философские размышления о бренности земной жизни и бессмертии души по ту сторону заветной черты. «Недрам довлеет мой прах, к небу возносится дух» (Сенека), «И смерть моя, и жизнь - от Бога суть оне, и я не сам живу, а Бог живет во мне» (Иоганнес Шефлер), «Бессмертье - истина, исполненная света, и постоянно смерть доказывает это» (Рабиндранат Тагор).  Параллельно с высокой поэзией создавались надгробные надписи по случаю смерти реального человека, ведь эпитафия в какой-то степени и документальный жанр, несущий информацию о личных чертах и поступках. Безвестные авторы придерживались канона, но литературные достоинства таких творений почти всегда уступали выражению в них чисто человеческих чувств.
Исследователи истории жанра отмечают, что со временем старые формы застывают, множатся, и узнаваемое клише становится самым массовым в ту или иную эпоху жизни некрополя.

  Еще в XVIII - начале XIX века эпитафии писали для воспроизведения на памятниках. Уже в середине XIX века на смену этому жанру приходят лирические стихотворения «На смерть…», «Памяти…», «У могилы». Но традиции сильны, и начинается обратный процесс: заимствование цитат из надгробных элегий больших литераторов, часто независимо от воли автора. Порой они переиначивались в стремлении приблизить их к конкретным обстоятельствам.

  Часто светская эпитафия вытесняется на памятниках церковными текстами, несущими вечные истины о Душе и Царстве Божием.

  Начиная с XX века, эпитафия как литературный жанр остается невостребованной. На смену приходят новые типы надписей, хотя и перекликающиеся со старыми.

  К счастью, эпитафия возвращается на кладбища. Что характерно, стиль эпитафий резко изменился. Если несколько десятилетий назад родственники при написании эпитафий придерживались заданных, стандартных форм, слов, выражений, мыслей, то в последние 15 лет эпитафия стала способом самовыражения.  Отсюда индивидуализация стиля и языка, поэтической формы, которая позволяет человеку лучше выразить искренние чувства.


ВОЗВРАЩЕНИЕ КЛАДБИЩЕНСКОГО СИМВОЛИЗМА

  И уже нет сомнения, что эта старая культурная традиция - увековечивать память о близких людях в красивой, оригинальной форме эпитафии - вновь, как и 100 - 150 лет назад, становится особым современным кладбищенским жанром. Фактически речь идет о возвращении классического символизма в современном погребальном искусстве. И если сегодня лишь 10 - 15 процентов памятников украшены эпитафиями, то, учитывая стремительное распространение надгробных надписей на российских кладбищах (главным образом - на русских, много меньше - на мусульманских), можно ожидать, что через 5 - 8 лет эпитафии будут на половине всех надгробий. Тому есть несколько причин.

  Главная - диверсификация - усложнение, расширение разнообразия форм увековечивания памяти усопшего. У россиян увеличились доходы. Родственники, друзья, коллеги стали много больше - на 80 процентов! - тратить на похороны. Выше покупательная способность - разнообразнее предложения на похоронном рынке. Появляются и активно приживаются новые услуги, товары.

  Вторая причина - внутренняя потребность самой похоронной сферы к увеличению доходности бизнеса. Эпитафия - важнейший ресурс повышения рентабельности похоронной камнеобработки. Продавать надписи на памятниках выгодно. По количеству букв любая эпитафия превосходит традиционную надпись с именем и датами. Поэтому сегодня важно обобщить существующий опыт современных эпитафий в разных уголках России. С этой целью наш журнал проводит конкурс эпитафий, первые итоги которого будут объявлены в октябре на выставке «Некрополь» в Москве.

  Журнал «Похоронный дом» собирает как старые эпитафии прошлых веков, так и новые, созданные современными авторами. Отрадно, что в России начали издаваться целые сборники, как, например, книжка с эпитафиями, которую написал и выпустил Александр Сазанов в Санкт-Петербурге. Александр - один из участников нашего конкурса. Его книгу с автографом можно будет приобрести на выставке «Некрополь».

  Кто бывал на старинных кладбищах, знают, что экскурсанты все время задерживаются у надгробий с надписями. И гидам приходится постоянно их поторапливать. Почему посетители кладбищ охотно читают эпитафии? Они читают о смерти, заслугах, боли горюющих знакомых и незнакомых людей, чтобы узнать больше о смерти, о том, как другие семьи справляются со смертью близких. Читая эпитафии, как, впрочем, и некрологи, люди думают о себе, о своей жизни, о собственном умирании, о смерти, своих нынешних и будущих заслугах, о том, какой след останется после ухода. Несомненно, кладбище - это школа жизни.

  Эпитафии побуждают к размышлению о самом главном. И если сегодня всерьез вести разговор о возрождении духовности, то развитию такого погребального вида искусства, как эпитафия, следует оказывать всяческое содействие. Поражает смысловое разнообразие современных эпитафий. Кроме традиционных тем - скорбь, память, благодарность, заслуги, достоинства усопшего, эпитафии несут новые мысли, которые ранее редко или вообще не встречались в надгробных надписях: выводы, итоги прожитой жизни, которые подводят близкие родственники. Особое место занимают эпитафии, написанные или заказанные при жизни усопшим. Повсеместное распространение прижизненных договоров на похоронное обслуживание привело к тому, что люди стали продумывать свои похороны, планировать все в деталях, в том числе текст надгробий.

  Есть и третья причина возрождения жанра. Эпитафия, пожалуй, самая эффективная форма выражения скорби.

  В общественном пространстве практически нет места для скорби. Траур, как правило, ограничивается собственно похоронами, поминками и некрологом. Но близкие родственники, друзья испытывают потребность в более глубоком и продолжительном выражении своих скорбных чувств. Могила или колумбарная стена - это то место, где родственники чувствуют себя ближе к усопшим. А эпитафия помогает точнее выразить скорбь, и главное - надолго.

  Высеченные в камне слова светлой памяти и скорби уйдут в века. Прибегать к эпитафиям людей заставляет чувство покинутости в горе. Многим кажется, что родственники и друзья недостаточно серьезно воспринимают их горе, их скорбь никто из живущих не слышит. Из-за скоротечности повседневных событий, многих хлопот скорбящие ощущают себя непонятыми. И потому спустя месяц после смерти, когда на могиле вместо временного памятника устанавливается надгробие из камня, оставшаяся небольшая группа самых близких скорбящих охотно прибегает к эпитафии, как самому удобному способу выражения любви и преданности усопшему. Эпитафия, таким образом, становится вечной хранительницей их скорби и печали.

Итак, русская традиция эпитафий возвращается!

 


Людмила РЖАННИКОВА, главный редактор журнала «Похоронный дом»

Статья из журнала "Похоронный дом", № 3, 2003 г.

© 2007 ООО Скала, г.Ростов-на-Дону
www.scala-rostov.ru

создание сайта - МаксЛайн Веб